История

1946-1955

Период дореактивной гражданской авиации

После победоносного окончания Великой Отечественной войны советский народ сосредоточил все свои силы на восстановлении и дальнейшем развитии народного хозяйства. Коллектив «Аэропроекта» настойчиво и планомерно трудился над восстановлением аэропортовой инфраструктуры и воздушной сети.

К 1946 году во всех районах, пострадавших от войны, была полностью восстановлена существовавшая ранее воздушная сеть и открыт ряд новых линий.

В связи с появлением новых самолетов Ил-12 и Ил-14 повысились требования к аэродромам. Искусственные покрытия взлетно-посадочных полос становятся обязательной принадлежностью аэропорта.

После окончания войны восстанавливается структура «Аэропроекта». Формируются отделы по изысканиям и разработке проектно-сметной документации для строительства всей номенклатуры объектов наземной инфраструктуры гражданской авиации.

«Аэропроект» размещался в двух комнатах по 25 – 28 м2 двухэтажного деревянного барака. Другие помещения этого здания были заняты под жилье.

Восстановление сооружений в аэропортах требовало от проектировщиков напряженного поиска наиболее экономичных решений и обеспечения высоких темпов строительных работ. С этой целью проводились комплексные изыскания, чтобы проектировать взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянки самолетов из местных и дешевых материалов. Например, в Минском аэропорту была запроектирована и в течение одного сезона построена ВПП из гравия песка и битума.

Большие усилия прилагались для восстановления аэровокзалов. «Аэропроектом» был организован конкурс на лучшие проекты аэровокзалов, к участию в котором привлекались выдающиеся советские зодчие А.В. Щусев, Д.Н. Чечулин, М.В. Посохин, Д.И. Бурдин и др. В результате была разработана технология аэровокзалов с четким разделением потоков убывающих и прибывающих пассажиров. Операционные зоны, в которых размещались кассы, стойки для регистрации, для приема и выдачи багажа, справочные, проектировались с учетом перспективы дальнейшего роста объема пассажирских перевозок.

С 1951 по 1955 год по проектам института было построено 20 аэровокзалов и шестнадцать гостиниц в Казани, Чите, Риге, Вильнюсе, Хабаровске, Красноярске, Омске, Свердловске, Челябинске, Харькове, Львове и др.

В этот период реконструируются ВПП в аэропортах Бодайбо, Воронеж, Киренск и Киров. Возводятся крупные ангары в аэропортах Хабаровска, Новосибирска, Свердловска, Ростова, Харькова, Внуково.

«Аэропроект» разрабатывает проектно-сметную документацию на аэровокзал и деревянный ангар размером 34х25 м в аэропорту Якутск, самолетно-ремонтный корпус ЛЭРМ в аэропорту Киев и радиоцентр первого класса в аэропорту Ашхабад, серию типовых проектов прирельсовых бензосливов для объектов гражданского воздушного флота и аэропортов ДОСААФ.

В 1948-1950 годах были разработаны типовые проекты систем ОСП (ОСП-49) и СП-50, состоящих из комплекса радиотехнических средств и средств управления воздушным движением. В этих проектах впервые предусматривалась оригинальная система телесигнализации и телеуправления объектами, а также диспетчерский пульт «Сектор».

Впервые в гражданской авиации диспетчеры КДП получили возможность контроля за движением самолетов, а также стали управлять воздушным движением с помощью радиолокационных станций.

Разработан проект дооборудования аэропортов курсоглисадными радиомаяками. Для аэропортов IV и V классов был разработан проект системы ОСП, в состав которой входили ближние и дальние приводные радиомаркерные пункты и светотехническое оборудование с неоновыми огнями.

Специалисты «Аэропроекта» разработали проект крупнейшего по тому времени КДП в аэропорту Внуково. Одновременно с этим разработаны типовые схемы и конструкции диспетчерских пультов различного назначения.

Сеть воздушных трасс к 1950 году составила триста тысяч километров. Возросла протяженность международных линий. Рейсы осуществлялись регулярно из Москвы в Берлин, Варшаву, Прагу, Будапешт, Белград, Бухарест, Софию, Тегеран и др.

Началось международное сотрудничество «Аэропроекта» в области аэропортостроения. С 1951 по 1955 год специалисты предприятия разработали проекты на комплексы зданий и сооружений аэропорта в Улан-Баторе. Была оказана техническая помощь в строительстве Центрального пекинского аэропорта.

В 1954 году коллективу «Аэропроекта» предоставлено новое здание, что способствовало дальнейшему развитию института.

По материалам книги В.Н. Иванова «Аэропроект и аэропорты»