История

1941-1945

Военный период

За три месяца до начала войны экспедиция «Аэропроекта» под руководством Новикова Ф.Г. и Марценицена М.И. выполнила изыскания и обеспечила необходимой технической документацией строительство аэродромов вдоль западной границы страны.

Специалисты «Аэропроекта» обеспечили строительство двух десятков аэродромов с искусственными взлетно-посадочными полосами.

С началом войны многие сотрудники «Аэропроекта» были мобилизованы в действующую армию. Они выполняли задания командования по изысканиям, проектированию и строительству фронтовых и тыловых аэродромов.

После окончания войны многие из них вернулись в «Аэропроект» и своим трудом внесли вклад в развитие гражданской авиации. Однако не всем было суждено увидеть мирное небо над Родиной. В числе сотрудников, отдавших свою жизнь в борьбе за честь и независимость Родины, Архипов А.Ф., Блинов В.И., Денисов Н.И., Комаров В.В., Пикуль-Ренкович Я.Х., Пиевский Х.Л., Поляков Ф.Ф., Петренко М.А., Потапенко Д.И., Суходольский А.В., Себекин И.Ф., Сионский А.П., Тюрин М.В. Память о погибших сотрудниках в период Великой Отечественной войны сохраняется в памяти коллектива института.

Среди ушедших на фронт был и инженер-конструктор В.Ф. Башкиров, который, окончил летную школу ОСОАВИАХИМа и школу летчиков-инструкторов. За героизм, проявленный в воздушных боях под Сталинградом, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего генерал-майор В.Ф. Башкиров за годы войны совершил более 300 боевых вылетов, в которых сбил 18 самолетов противника. В 1946-1947 годах он был начальником «Аэропроекта».

С началом войны работники «Аэропроекта» были задействованы в проектировании объектов строительства аэродромов оборонительных поясов на территориях Средне-Волжского и Сибирского военных округов.

9 октября 1941 года Госкомитет обороны принял решение об организации доставки самолетов и грузов из США в СССР по воздуху. Сотрудники «Аэропроекта» были привлечены к строительству аэропортов по всей трассе от Красноярска до Уэлькаля на Чукотке. Для ее функционирования уже в ноябре 1941 года началась реконструкция имеющихся аэродромов.

В Красноярске удлинили две взлетно-посадочные полосы, построили рулежные дорожки и места стоянки самолетов. Был реконструирован аэродром в Якутске. Строительство новых аэродромов началось в 1942 году. Вдоль трассы строились узлы связи, радионавигации, метеорологические станции, уточнялись полетные карты. 27 апреля 1942 года Гражданский воздушный флот, строящий и эксплуатирующий трассу, был подчинен Военно-Воздушным силам Красной Армии.

При общей протяженностью трассы по территории страны около 5000 км за годы войны были построены и введены в эксплуатацию 16 аэродромов и 274 зданий и сооружений.

В числе вновь построенных базовые аэропорты трассы Уэлькаль, Марково, Сеймчан, Якутск, Киренск, а также ряд промежуточных и запасных аэродромов – Чаплино, Анадырь, Танюрер, Магадан, Берелех, Зырянка, Олекминск, Витим, Нижне-Илимск и др.

Работы по созданию трассы проводились в тяжелейших условиях Крайнего Севера. Люди жили в невыносимых условиях, работали практически круглосуточно.

По мере строительства трассы обогащался опыт аэродромного строительства, появлялись новые типы покрытий. В Уэлькале была запроектирована и построена ВПП из деревянных реек с промежутками, заполненными гравием. В аэропортах Киренск, Якутск и Сеймчан выполнены аэродромные покрытия из оптимальных гравийных смесей, обработанных жидким битумом способом смешения на месте. В Марково и Танюрере устроены покрытия из сборных металлических плит.

По проектам института в аэропортах Якутск и Киренск были построены деревянные аэровокзалы и ангары пролетом 34 м, представляющие значительный интерес по своему архитектурному и конструктивному решению. Осваивались новые типы светосигнального и радионавигационного оборудования.

В ноябре 1942 года по воздушной трассе Фэрбенкс-Нома (на Аляске) – Уэлькаль-Красноярск общей протяженностью 6306 км началась перегонка боевых самолетов, перевозка продовольствия и различной техники. За годы войны по трассе из США для использования в боевых действиях переправлено более 8 тысяч самолетов истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации.

Материальное обеспечение трассы происходило через порты в Магадане, Тикси, Провидения, Амбарчике и Уэлькале, откуда по рекам и дорогам грузы развозились в пункты приема.

К 1945 году на базе главной трассы функционировали маршруты: Красноярска – Уэлькаль; Якутск – Хабаровск, Анадырь – Магадан – Хабаровск, Магадан – Киренск – Красноярск и Якутск – Тикси, в том числе для перегонки самолетов для забайкальского, первого, второго Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота для обеспечения боевых действий против Японской империи.

За участие в строительстве воздушной трассы Красноярск-Уэлькаль большая группа сотрудников «Аэропроекта» была награждена орденами и медалями.

После войны многие из аэропортов трассы Красноярск-Уэлькаль стали основой развития воздушных сообщений в отдаленных районах Якутии, Колымы и Чукотки, которые и поныне служат в качестве аэропортов действующих воздушных линий гражданской авиации.

К началу 1943 года под ударами Советской Армии немецкие войска начали отступать. Правительством принимались меры по восстановлению аэропортов на освобожденных территориях. В работу по восстановлению разрушенных аэропортов включались работники всех подразделений гражданской авиации страны, в том числе и «Аэропроекта».

За годы войны с участием специалистов «Аэропроекта» были построены сотни прифронтовых и оперативных аэродромов, которые сыграли важную роль в разгроме фашистов как на отдельных участках фронтов, так и в деле нашей общей победы над врагом.

9 мая 1945 года завершилось самое трудное для советского народа испытание – закончилась Великая Отечественная война с фашистской Германией. Начался новый этап в жизни всего советского народа и коллектива «Аэропроекта».

По материалам книги В.Н. Иванова «Аэропроект и аэропорты»